Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство

Группа «ВИС» и Калининградская область подписали соглашение о сотрудничестве в сфере ГЧП

В Калининградской области заключено концессионное соглашение в сфере теплоснабжения

Калининград открыл серию семинаров по ГЧП на Северо-Западе России

Состоялся семинар "Внедрение стандарта развития конкуренции в муниципальных образованиях Калининградской области"

27 апреля 2017 года состоялся образовательный семинар, посвященный вопросам применения механизмов государственно-частного партнерства

Калининградская область улучшила позиции в рейтинге ГЧП

Калининградская область начинает сотрудничество с Центром развития ГЧП

В рейтинге регионов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год, сформированном Минэкономразвития России, Калининградская область заняла 18 место среди 85 субъектов, улучшив свои позиции еще на 8 пунктов по сравнению с предыдущим годом. Для сравнения, в 2013 году регион был на 62 месте в общероссийском рейтинге.

Показатель «Уровень развития ГЧП», рассчитываемый при составлении рейтинга Минэкономразвития России совместно с Национальным Центром ГЧП и независимыми экспертными организациями, также является составной частью Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, формируемого Агентством стратегических инициатив. За последние годы регион существенно поднялся и в этом рейтинге.

В Калининградской области реализуются 19 ГЧП-проектов в форме концессионных соглашений со сроками реализации от 17 до 30 лет и общим объемом инвестиций в создание или реконструкцию объектов более 40 млрд рублей. От имени концедентов по концессионным соглашениям выступают органы местного самоуправления 10 муниципальных образований Калининградской области, по проектам регионального уровня - Правительство Калининградской области, Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство социальной политики Калининградской области.

Реализуемые проекты регионального уровня:

Сфера Планируемый объем инвестиций на стадии создания/реконструкции Концессионер Дата соглашения Срок реализации Текущая стадия
ЖКХ (теплоснабжение) 31 900,00 тыс. руб. ООО «Спецгазавтоматика» 27.07.2016 20 лет Эксплуатация
Транспорт (автодорожная инфраструктура) 35 185 241,74 тыс. руб. с учетом НДС в ценах 4 кв. 2018 года ООО «Десятая концессионная компания» 07.06.2019 28 лет и 3 мес. Проектирование
Обращение с твердыми коммунальными отходами 2 289 520,00 тыс. руб. без учета НДС по состоянию на первый кв. 2019 года ООО «Сибинвестстрой» 13.12.2019 25 лет Проектирование
Культура и отдых 139 982,00 тыс. руб. с учетом НДС в ценах соответствующих лет ООО «БалтОрганика» 27.04.2020 17 лет и 5 мес. Проектирование

Крупнейший на текущий момент инфраструктурный ГЧП-проект – концессионное соглашение в отношении проекта «11 очередь строительства кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны – «Мостовой переход через Калининградский залив с подходами (от пос. Космодемьянского до пос. Шоссейное)», заключенное в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2019 года.

В стадии активной проработки, в том числе совместно с потенциальными инвесторами, находятся также проекты в сфере среднего профессионального образования, отдыха граждан и туризма, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

Основные модели ГЧП

  1. Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о КС);
  2. Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находиться в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП), соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ.

Признаки ГЧП

Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП не менее 3 лет) Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП. Наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков.
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения

Преимущества механизма ГЧП

Для публичной стороны Для частной стороны
Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности)
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту)
Снижение присутствия государства в экономике Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения

Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия

По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.

В 2015 году был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике. Ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.

Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Ключевые отличия концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве

КС СГЧП

Право собственности

всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом)

возникает у частного партнера

Осуществление эксплуатации

всегда возлагается на концессионера

может быть возложено на публичного партнера

В связи с принятием вышеуказанного Закона о ГЧП, Закон Калининградской области от 30.12.2010 № 536 «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства» и о внесении изменений в отдельные законы Калининградской области» был признан утратившим силу (в соответствии с Законом Калининградской области от 23.12.2015 № 505 «О признании утратившим силу Закона Калининградской области «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства»).

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 07.06.2016 № 281 «Об уполномоченных органах исполнительной власти Калининградской области в сфере государственно-частного партнерства, о внесении дополнения и изменений в постановление Правительства Калининградской области от 13 марта 2015 года №112» Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определено органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 17 Закона о ГЧП

Министерство экономического развития, промышленности и торговли в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 31.07.2017 № 395 (в ред. от 29.05.2019) также является органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на рассмотрение предложений о заключении концессионных соглашений, представленных лицами, указанными в части 4.1 статьи 37 Закона о КС.

По состоянию на 01.01.2021 на территории Калининградской области соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в соответствии с Законом о ГЧП не заключались.

Результаты мониторинга реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве за 2016 год

Результаты мониторинга реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве за 2017 год

Результаты мониторинга реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве за 2018 год

Результаты мониторинга реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве за 2019 год

Результаты мониторинга реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве за 2020 год

Объекты, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений

Объекты регионального уровня:

Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений (утратил силу в соответствии с распоряжением Правительства КО от 16 мая 2019 года №104-рп)

Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2019 году

Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2020 году

Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году

Объекты муниципального уровня:

Перечни планируемых объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2020 году:

Меры государственной поддержки ГЧП

В целях поддержки реализации проектов регионального уровня (концедент в которых – Калининградская область), предусмотрен льготный коэффициент (равный 0,005) для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области и необходимые для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о ГЧП, на первые три года со дня заключения договора аренды земельного участка. Данная мера поддержки реализуется в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, установленного постановлением Правительства Калининградской области от 15.05.2012 № 336 (ред. от 08.02.2019). Кроме того, потенциальным инвестором может быть рассмотрена возможность использования режима особой экономической зоны (ОЭЗ), которая распространяется на всю территорию Калининградской области и предусматривает специальный статус резидента ОЭЗ – юридического лица, включенного в единый реестр резидентов и осуществляющего инвестиционный проект в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В таком случае проекту могут быть предоставлены уникальные для Российской Федерации преимущества режима ОЭЗ в Калининградской области, включая:

  • льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество (0% в течение первых 6 лет реализации проекта, с 7 по 12 годы реализации проекта - 10% налог на прибыль, 1,1% налог на имущество)
  • пониженные социальные взносы (7,6% вместо общероссийских 30%) на фонд оплаты труда
  • сокращенные сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (45 дней) и государственной экологической экспертизы (60 дней)
  • упрощенный порядок оформления российских виз для граждан иностранных государств – представителей резидента

Конкурсы, предложения потенциальных инвесторов

Контакты

ФИО Должность Телефон Адрес эл. почты

Михалевич
Ирина
Валерьевна

начальник отдела государственно - частного партнерства департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области

8 (4012) 599-465

i.mikhalevich@gov39.ru

 Государственно-частное партнерство
В начало страницы